Лазерные кинопроектора сравнение
Лазерные проектора сравнение Barco, Christie и Nec
Итак, давайте для начала разберемся, какие бывают технологии при создании проекторов.
Технология №1 ЛАЗЕРНО-ФОСФОРНАЯ
Технология такая, что синий лазер светит на вращающийся фосфорный диск, который светится желтым светом, и другой синий лазер еще дает синий цвет в общий поток, чтобы был в итоге белый цвет.
Лазер-фосфорным присущи следующие проблемы: прогорание диска и помирание лазеров (явно используется не один, а несколько лазерных диодов (да, вообще-то лазеры бывают разные), притом синий лазер далеко не самый долгоиграющий (а вообще-то он составляет явно большую часть стоимости всей этой бандуры), также есть проблема в том, что синий цвет имеет крайне узкий спектр => на синем будут видны все дефекты под названием speckle (т.е. наша любимая интерференционная картина), которая будет настоятельно маскироваться желтым светом от фосфорного диска.
Стоит около 40 000 Евро.
Разрешение на использование таких лазеров есть, включил и работай.
Технология №2 Просто Лазерная RGB 6P (6 цветов) и RGB 3P
Также RGB лазерная делится на
Direct-coupled
(это когда лазерные источники установлены прямо внутри проектора, более яркая технология, такие делает Barco)
и Fiber
(т.е. свет передается по оптоволокну, менее яркая технология, но зато легко интегрируется в текущую схему, легче сделать модульной, такие источники делает Cinemeccanica, NEC, Christie)
RGB лазерам присуще следующие проблемы:
Жесткие требования по охлаждению (если посмотрите, то там целая холодильная установка идет в комплекте к тому же Barco, а потребление всего комплекта - до 12 кВт (среднее 10), что рождает требования по влажности, температуре и прочие эксплуатационные проблемы (т.е. вообще эксплуатационные расходы смещаются с проектора на инфраструктуру, со строительством которой у нас пока больше проблем, имхо.
Также, т.к. спектр лазеров - узкий (я бы сказал полосатый), то speckle здесь есть по всем цветам, маскировать не получится => используются разные технологии для борьбы: использование разных длин волн, использование различной поляризации лазеров (да, вообще-то лазерные системы могут и не работать с поляризационными системами), вибрирующий экран (это сделали Christie на своей презентации, врядли production решение будет, но кто знает, они любители), некоторые проблемы с диммированием (можно отключать модули - получаем более явно видный speckle, можно диммировать как обычный светодиод - ШИМ'ом, но тогда не забываем про том, что у нас тогда лазер мерцает, DMD чип состоит из "мерцающих" зеркал, что будет накладываться друг на друга и давать какие-нибудь побочные эффекты).
Один лазерный блок около 20 000 Лм, можно подсоединять до 3-х блоков и получить на выходе 60 000 Лм
Стоит от 130 000 до 350 000 Евро, в зависимости от модели.
Нет разрешения от органов власти на установку таких мощных лазеров.
Теперь по тому, кто что производит:
NEC делает и фосфорные (NC1201L) и RGB (NC1040L, NC1440L), на данный момент с производством мощных у них проблема
Barco делает 6P (DP4K-22L - DP4K-60L) и фосфорные (DP2K-15CLP, DP2K-20CLP), притом первые уже давно (около 2 лет) идут production-ready решением (т.е. готовой продукцией)
Christie делает 6P (CP42LH) с яркостью 5-60k люмен, в виде модулей (вообще это дает проблемы с speckle по вышеобозначенным причинам)
По гарантии у меня лично возникает много вопросов (и вам советую задуматься), на данный момент утверждается:
NEC: 20 000 часов, процент официально не указан, мне помнится 50% с выставки, предполагаем, что при 100% мощности
Barco 6P: 30 000 часов, 80% при 100% мощности
Barco CLP: 30 000 часов, 50% при 100% мощности
Christie 6P: 30 000 часов, 80% при мощности 100%
Но вот гарантия на проектор - 2 года (как пример), на источник распространяется специальная гарантия в 20 000 часов или гарантия на проектор в 2 года? К сожалению, четкого ответа пока нет.
Сравнивать впрямую по стоимости тут достаточно сложно. NEC со своими фосфорными проекторами известно, что дешевле, но там стоимость снижена за счет заметно меньшего ресурса (как и во всем NEC'е, помним, что по регламенту отражатель меняется каждые 10 ламп), в Barco CLP ресурс заметно выше, а стоимость замены источника явно не более 1/2 стоимости проектора (я бы говорил про 25-30%).
Теперь по 6P проекторам, у Barco, например, там очень жесткая система предотвращения появления пыли на матрице (полная изоляция, до лазеров, жестче, чем матрицы в первой серии, т.е. пыль туда не попадет от слова никак), про Christie ничего не скажу - не разбирал еще, но т.к. модульная система - явно нет возможности изолировать настолько же хорошо.Не рассчитывайте, что лазерник будет сейчас дешевле, чем обычный проектор по целой совокупности причин:
- массового выпуска нет
- премиум продукция
- желание производителей ксенона выжать из технологии остатки (т.е. цены на лампы будут постепенно падать в течение ближайших лет). Но при этом могут вполне спокойно начать поднимать цены на ксеноновые проектора с появлением полной линейки лазерников, пролоббировать экологический сбор на пользователей ксеноновых ламп и т.д.
Плюсы Лазерной проекции
- Сокращение штата киномехаников и киноинженеров по сети
- Экономия на электроэнергии и расходниках (но не забываем о том, что помещение в котором стоит лазерный проектор должно охлаждаться и увлажнятся, иначе проектор может встать и не включатся, до тех пор пока внешняя среда не примет нужный климат, так что вопрос экономии все же открытый)
- Нет взрывов ламп и нет необходимости контролировать ресурс лампы
- Постоянный уровень света и авторегулировка яркости на 5 лет
- Равномерное распределение света на экране
Минусы
- Высокая стоимость проектора, окупаемость которого будет в течении 10 лет, гарантия на лазерный источник 5 лет и 20-30 тыс часов (пока только в теории), по стоимости дешевле взять обычный проектор + лампы на 5 лет
- Кинопроекционная должна быть сильно выше, чтобы даже в прыжке нельзя было достать до луча
- Травмоопасно. Луч который может сжечь сетчатку глаза. Находиться в помещении с лазером нельзя. Все работы с лазером проводить в специальных очках
- Присутствуют спеклы на экране, которые заметны даже обычному зрителю
- Напряжение глаз при просмотре (ощущение уставших глаз)
- Необходимость специального экрана под лазер (матовый, никак не серебряный) для рассеивания спекл
- Что касается IMS, то неудобство заключается в том, что при выключении проектора в режим standby сервер тоже выключается, поэтому когда нет кинопоказа, а заливка контента идёт (например, ночью), то проектор приходится оставлять на ночь "под парами" с работающими вентиляторами, за зря гоняющими пыль.
-
У IMS объём хранилища в два раза меньше, чем у обычного Doremi - Showvault
- Производитель ламп Ushio уже увеличил срок работы на лампы на 200 часов